пятница, 29 июля 2011 г.

Борьба за основание счисления

Автор: Валерий Залавин

Борьба за основание счисления. Клинописное число. Математика для блондинок.
Древний человек, как и сегодняшний малый ребенок, не умел отделять предмет от количества и порядка. Спросите малыша, сколько ему годиков, и чаще всего увидите отставленные пальцы.

Что Вам показали? Число, отложенное на пальцах? Вовсе нет! Ребенок еще не оперирует абстракциями, но вполне в состоянии сопоставить два предмета. Его логика однократна: хочу, дай, мое. В математике принято такие понятия называть арностью. Логика маленького ребенка, равно как и логика древнейшего человека имеет арность 1. Пройдут годы, и арность логики вырастет. Ребенок научится понимать, что не все, что он видит, можно получить. В мире есть не только его, но и чужое.

Борьба за основание счисления. Сопоставление клинописного числа и пальцев руки. Математика для блондинок.

То, что для ребенка годы — для человечества века. Там, где жило племя Тыу, прошли тысячелетия и пра-пра-пра-...-правнук Тыу перестал тыкать пальцами во все, что попало под руку, а специальной треугольной палочкой стал оттискивать их на глиняной табличке.

Дедушка Тыйни слыл мудрым и добрым человеком, готовым всегда помочь в беде, дать средство от жара, помочь разродиться соседской буйволихе. Но была в нем какая-то странность, непонятная задумчивость, которые не позволяли никому, кроме приемного Тыйка, сойтись с ним накоротке. Видно правду говорил Ыйно, что спорят за Тыйну злой и добрый духи и побеждает явно злой. В самом деле, чего доброму человеку не пойми о чем думать? Зачем мудрого Ыйно поносить, твердя, что не шестьдесят основа мироздания, хотя все знают, что именно столько колес в годовой арбе?

«...Если бы миру нужно было бы шестьдесят, он отрастил бы человеку шестьдесят концов! Но коль дано нам десять, так и считать нам надо, если хотим в согласии с миром жить!» Тыйни закончил проповедь и оглядел соплеменников. Угрюмое молчание и косые взгляды на Ыйно — что скажет. Ыйно прекрасно понял, что сейчас решается его судьба. Он поднял глаза к небу и над толпой разнесся его низкий голос: «Злой дух победил, нет больше мудрости в Тыйне, нет закона над ним!» Толпа еще чего-то ждала, мерно рокотала и постепенно накаляла себя, а Тыйно уже все понял и закричал во всю силу легких, так, что бы было слышно в их доме на краю деревни: «Беги, Тыйка! Беги, сынок!» Толпа слепо ринулась к Тыйно, стараясь схватить его сотней рук, заткнуть, задушить этот раздражающий крик. Крик не о пощаде и даже не о себе любимом, а о приемыше, светлокожем и никчемном.

И Тыйко все понял, и побежал. Он еще успел схватить писало и несколько отцовых табличек, завернуть все в плед и рвануть со всей поспешностью, на которую был способен.

Его, впрочем, никто и не преследовал. А зачем? Бесполезный зверек.


Наступающая цивилизация, получившая намного позже название Вавилонской, сохранила клинописную традицию, но в основу счета положила аграрную шестидесятиричную периодику года. А центр развития математики вместе с Тыйкой сбежал в Индию.

Из цикла "Математика для ленивых", печатается с любезного разрешения автора.

Примечание Николая Хижняка. Интересно, какую арность имеет логика блондинок?

Предупреждение для блондинок: математика заканчивается там, где начинается логика человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий