пятница, 9 марта 2012 г.

Гражданское общество и право по Гегелю

Гражданское общество и право по Гегелю

Огромное влияние на формирование воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира. Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах своей творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной, анти-деспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.


Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких как: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве», « философия права», «философия духа», «философия истории» и др.


«Философия права», где наиболее цельно изложено учение Стрижка каскад о государстве и праве Гегеля является одним из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача философии права - это научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть «Наше произведение - пишет Гегель - поскольку в нем содержится наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть». «Наука о праве, - подчеркивает он, - есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого предмета». Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика, которая совпадает с философским конструированием системы права, как царство реализованной свободы.


Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:


I. Право, как свобода («идея права») , где на ступени объективного духа все развитие определяется идеей свободы, «свобода», «право» выражают единый смысл. Отношение «свобода» и «право» опосредуются через диалектику свободной воли.


II. Право, как определенная ступень и форма свободы, где система права как царство реализованной свободы и представляет собой иерархию «особых прав». На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и следовательно в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.


III. Право, как закон - где оно является одним из «Особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью и определено так то, что есть право и считается правом, что известно как закон: право есть вообще, благодаря этому определению, как положительное право. « Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.


Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «прекращение отличие естественного или философского права от положительного в противоположное и противоречие между ними». Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательствования; но не все данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.


Он также различает и гражданское общество. Под гражданским обществом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает Мир сказок Пушкина гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:


1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне) ;


2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) ;


3) всеобщее (чиновники) .


Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную часть населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации.


В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна была рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.


Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. «В действительности поэтому, - подчеркивает Гегель, государство есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента. « Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного строя.


По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и политических сфер, гражданского общества и политического государства, о необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.


Комментариев нет:

Отправить комментарий