Почему умножение первое?

Вот какой интересный вопрос о порядке выполнения математических действий мне задали:

меня зовут Александр. меня подруга замучала вопросом почему умножение делается раньше сложения? например почему 1+2*3=7 а не 9 я просто не знаю как объяснить, просто знаю что 7 и всё!!))))

Традиционный ответ на этот вопрос будет звучать приблизительно так: правила математики гласят — сперва выполняется умножение, потом сложение. Нам нужно просто делать то, чему нас учат наши учителя, соблюдать математические правила и мы получим правильный результат. В математике абстрагирование от конкретных условий приводит к потере смысла выполняемых действий.

Так всё же почему умножение выполняется первое, а только потом сложение? Ответ довольно прост. При умножении двух разных единиц измерения получается новая единица измерения, при сложении единицы измерения не меняются. При умножении мы получаем эту самую новую единицу измерения. Если она такая же, как и у первого слагаемого, тогда мы можем выполнить сложение.

Вот задача, которая хорошо иллюстрирует сказанное. У нас имеется геометрическая фигура площадью 1 квадратный сантиметр. К ней прибавили прямоугольник размером 2 на 3 сантиметра. Какая общая площадь двух фигур? Если вы захотите к одному квадратному сантиметру прибавить два сантиметра стороны прямоугольника, то у вас ничего не получится. Нельзя сложить две величины с разными единицами измерения. Если вы умножите стороны прямоугольника, тогда вы получите его площадь. Площадь с площадью можно сложить и получить результат — 7 квадратных сантиметров составляет общая площадь двух фигур.

По умолчанию, в математике считается, что если между числами записан знак математического действия, значит это действие можно выполнять. Отсутствие единиц измерения превращает математику в бессмысленную детскую игру в числа.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Манул

    Хорошое объяснение.

    Ответить
  2. Николай Хижняк

    Другого объяснения я не вижу))) Кстати, здесь ещё нужно сказать, что математики выбрали анархию в записи математических действий (в угоду законам коммутативности) с использованием правил выполнения математических действий и разного вида скобок. Возможен и другой вариант — запись всех математических действий строго в том порядке, в каком они выполняются (в угоду логике). Только в этом случае нужно понимать, что ты делаешь и зачем)))

    Ответить
  3. Wrangler

    6/2(1+2) девять или один?

    Ответить
  4. Николай Хижняк

    Написание весьма двусмысленное:
    6/(2(1+2))=6/(2*3)=1
    6:2*(1+2)=6:2*3=3*3=9
    Как видите, все зависит от того, что именно входит в состав знаменателя. Горизонтальная дробная черта четко отделяет числитель от знаменателя. При использовании косой дробной черточки могут возникнуть разночтения, если сложный знаменатель дополнительно не выделить скобками.

    Ответить
  5. Unknown

    А мне объяснение не понравилось. Когда речь идёт об абстрактных цифрах не ясно почему же сначала нужно умножать или делить а потом прибавлять или вычитать. Например 1+1+5*5+1+1+1=30 это по правилу сначала умножаем потом складываем. Но тогда данный пример должен выглядеть так: 5*5+1+1+1+1+1=30

    Ответить
  6. Николай Хижняк

    Нравится объяснение или не нравится — это личное дело каждого. Я другого вразумительного объяснения не вижу. Возможно, древние математики могли объяснить это лучше, но их знания давно утрачены. До нас правило дошло в виде Божьей заповеди без всяких объяснений. Вспомните, что современная математика формировалась в средневековой Европе, озаренной кострами инквизиции. В те времена свободомыслие древних математиков было выжжено каленым железом и математика из науки превратилась в религию. Есть определения, в которые все должны тупо верить.

    Вы правильно подметили, что в порядке выполнения математических действий может быть два подхода — произвольный порядок записи действий и установление правил их выполнения и строгий порядок записи действий в той последовательности, в которой они выполняются, без дополнительных правил. Кто-то когда-то выбрал первый вариант, скорее всего из-за компактности записи.

    Что же касается действий с абстрактными числами, то я считаю это не больше, чем детской игрой. Как объяснить голой обезьяне, почему нельзя надевать штаны через голову? Если она вообще понятия не имеет, что такое одежда. Приблизительно такая же ситуация получается и с порядком выполнения математических действия с абстрактными числами.

    Ответить
  7. Анонимный

    Для математики важно прикладное значение. Если бы математика не использовалась для решения задач, тогда бы правила про умножение, скорее всего, не было.

    Почему десятичные дроби умножаются именно так??? Да потому что только в таком случае задачи по физике решаются правильно))))

    Ответить
  8. Анонимный

    Чтоб Вы знали, сообщение "Для математики важно прикладное значение. Если бы математика не…" писал Илья Смирновиный…

    Ответить
  9. Николай Хижняк

    Решение задач по физике — это не самый веский аргумент. Результаты физических экспериментов — это более солидно. А задачи по физике можно решать в любой системе счисления.

    Если физическая задача имеет одинаковое решение в двоичной, десятичной и шестнадцатеричной системах счисления, если результат трех решений становится одинаковым при переходе к одной системе счисления, значит с математикой всё впорядке.

    Если задачи математического анализа решаются только в радианной мере углов, а градусной мерой углов в математическом анализе не пользуются вообще, значит в математическом анализе очень большие проблемы с математикой 🙂

    Ответить
  10. Николай Хижняк

    Это угроза? вызов? или просто знакомство?

    Ответить
  11. Николай Хижняк

    За помощь в решении примера ещё раз спасибо. Рад знакомству 🙂

    Ответить
  12. Анонимный

    Илья Смирновиный.
    Чтоб не было анонимно (да, знакомство).
    Не хочу разбираться с регистрацией (влом).

    Ответить
  13. Анонимный

    Сначало выполняется действие в скобках… затем деление и умножение, затем вычитание и сложение…

    Ответить
  14. Анонимный

    Хорошо, возьмем за уши притятнутую теорию и вместо разлгагольств для опровережения приветем пример:
    Маша собрала 8 яблок, а Петя принес три корзинки по 7 яблок. Сколько яблок собрали дети?
    Решение пишем в строку: 7+8*3= при таком условии, если мы сложим 7 и 8, то тоже получатся яблоки, ни о каких разных величинах тут речь не идет. Вроде тогда можно сначала сложение сделать)) В общем Вы путаете причину и следствие. Данное правило, это правило выполнения действий, то есть КАК ЧИТАТЬ ЗАПИСЬ, это все равно что запятые в русском языке, правила такие (выделять запятыми деепричастный оборот, а потом согласно правилам прочтнения читать с паузой.

    Ответить
  15. Анонимный

    Опечаталась, конечно запись будет 8+7*3, но сути это не меняет

    Ответить
  16. Николай Хижняк

    Как читать запись… А я о смысле записи. Пример из грамматики: "Я купил замок". Что я приобрел? Штучку, которую на дверь вешают или сооружение, где рыцари свои задницы прячут? В грамматике придумали ударение, чтобы различать слова, состоящие из одинаковых букв.

    Я к чему. Заниматься абстрактной математикой — это то же самое, что читать бессмысленный набор букв в тексте. Вот пример аналогии с математической коммутативностью:

    я купил замок = w + x*y + a*b
    комаз я пилку = b*a + w + y*x

    Все буквы остались те же самые, только смысл бесследно испарился. Вот так мы в математике и поступаем — тупо выполняем то, чему нас учили, совершенно не задаваясь вопросом, что мы делаем и зачем.

    Ответить
  17. Николай Хижняк

    В вашем примере с яблоками вы составили математическое выражение, глядя на единицы измерения. При этом вы их располагали в таком порядке, чтобы можно было сложить первые два числа, сохраняя смысл выполняемых действий. Только полный идиот может уверять, что вы руководствовались принадлежностью чисел к определенным математическим множествам, а не единицами измерения чисел.

    Ответить
  18. Анонимный

    Насчет примера, то это опровержение, как Вы знаете, для опровержения достаточно одного примера. Естественно, пример составляется, так сказать, "в пику".
    А по существу:
    Вы вообще о чем 🙂 ей Богу не понять)) есть правила записи выражений. То есть у человека есть цель: решить задачу, ее решение он записывает по действиям либо же, если знает правила записи, то выражением и начинает считать, используя правила, получает ответ. Либо человеку дано кем-то уже написанное выражение и он, зная правила записи, делает расшифровку. Правила записи — это договоренность людей делать "так-то". Так же как алфавит или любые другие обозначения.

    Ответить
  19. Николай Хижняк

    А вы свой пример "в пике" просчитывать не пробовали? Сложите яблоки с яблоками и умножьте на три корзины. Вы даете решение совсем другой задачи, чем та, что записана: "Маша собрала 3 корзины по 8 яблок, а Петя принес три корзинки по 7 яблок. Сколько яблок собрали дети?".

    Ответить
  20. Николай Хижняк

    А вообще я о том, что нужно учить мозгами думать, а не тупо проповедовать определения. В любом Святом Писании могут быть опечатки или даже преднамеренная ложь))) Их же люди писали и для людей. Боги и Аллахи это не читают)))

    Ответить
  21. Анонимный

    Подумав, люди решили упростить запись выражений ) вместо огромного количества скобок решили взять за правило определенный порядок (сначала умножение, деление), а если порядок иной, то лишь тогда обозначать действия скобками, вот и весь сказ. Думать, безусловно нужно и принимать сразу все на веру, все проверять и взвешивать.

    Ответить
  22. Анонимный

    А как насчёт такой идеи?

    Сложение — это элементарная операция, в то время как умножение — фактически, краткая запись сложения: вместо "3 + 3 + 3 + 3 + 3" мы пишем "3 * 5". Если посмотреть на арифметические действия с этой стороны, становится вполне очевидно, что сначала нужно "расшифровать" умножение, а уже потом производить сложение как ряд однородных операций.

    Ответить
  23. Николай Хижняк

    Мне эта идея не нравится. Она подгоняет порядок действий под существующую догму определения умножения, с которой лично я категорически не согласен.

    Ответить
  24. Анонимный

    круто

    Ответить
  25. Unknown

    Объяснение слишком сложное и несколько не верное. Умножение либо деление делается первым только что бы было понятно что в дальнейшем складывать или вычитать. Вон задачка с яблоками в комментариях была бы лучшим примером. Где наглядно показано, что если сложить яблоки собранные девочкой и яблоками из 1 корзинки, а потом умножить на 3 принесённые мальчиком корзинки, то получится полная чушь.

    Ответить
  26. Николай Хижняк

    Трудно поспорить. Придется на досуге текст переписать, поскольку сочинялось всё на скорую руку.

    Ответить
  27. Аркадий К

    Современная математика имеет обширный раздел Абстрактной алгебры, арифметика и действия над яблоками, могут рассматриваться как счетные палочки в начальной школе, которые хоть как то могут ассоциировать(сопоставить) сложные на тот момент развития человека сложные математические понятия. Алгебра определяет множества элементов и операции над ними, причем операции должны отображать результат на это же множество. То есть любая операция и\или их последовательность порождает элемент того же множества. Так что умножение или сложение двух яблок между собой в Алгебре занятие довольно бессмысленное. Если говорить о множестве натуральных чисел, которые в подсознании "блондинок" хоть как то присутствует, то сложение и умножение и ПОРЯДОК их выполнения на этих множествах определены — множество бесконечно и результат существует всегда, а вот с делением посложнее. Складывать с нулем и делить на единицу можно всегда, а вот 2 поделить на три — никогда. Такое деление существует только на множестве вещественных чисел натуральные — это их часть или подмножество. В общем виде и умножение это не всегда последовательное сложение количества раз второго члена операции. Смысл того что я хотел сказать — в мире окружающих нас(обывателей) вещей порядок надо знать и соблюдать во всем, а скобки в выражениях,в нашем (обывательском) смысле, должны использоваться для ИЗМЕНЕНИЯ порядка операций. Ну а калькулятору/блондинке придется их указать. В программировании есть понятие — по умолчанию — это когда все знают и если не указано, то используют всегда одно и то же.

    Ответить
  28. Николай Хижняк

    Теория множеств — это каменный век математики. Очень похоже на алхимию. "Алгебра определяет множества элементов и операции над ними, причем операции должны отображать результат на это же множество." Множества определяет не алгебра, а шаманы. Операции над множествами тоже шаманы определяют. Эти же шаманы считают, что "операции должны отображать результат на это же множество". Алхимики считали, что золото можно получить из чего угодно. Наука подросла, повзрослела — алхимия исчезла. Только математика до сих пор барахтается в пеленках множеств.

    Ответить
  29. Unknown

    А кто знает почему в начале идет умножение и деление а потом сложение и вычитание ?
    Это пошло с древних времен когда математика служила торговцам для учета товаров.
    Например я торговец и вдоль меня идет караван с моим товаром — горшками, идет быстро и посчитать нужно быстро.
    на первом верблюде -2 горшка
    на втором — 2 горшка
    на третьем три ряда по 3 горшка
    на четвертом три ряда по 4 горшка
    поэтому торговец быстро записывает : 2+2+3*3+3*4
    а потом когда есть время спокойно считает и у него получается 25 горшков

    Ответить
  30. Николай Хижняк

    Судя по количеству горшков на одном верблюде (от 2 до 8), это горшки разной емкости и древний торговец не станет их тупо складывать в кучу. Это могут делать только современные математики 🙂

    Ответить
  31. Unknown

    На самом деле умножение делается первым чтобы лишний раз не писать скобки. например, если надо подсчитать сколько всего кирпичей в двух ровно сложенных стопках. 26*28*16+26*24*14

    Ответить
  32. Николай Хижняк

    Скобки позволяют сделать запись короче, но не отменяют роли единиц измерения.
    26*28*16+26*24*14
    26*(28*16+24*14)
    То, что математики игнорируют единицы измерения, ещё не означает, что они поступают правильно. Ученики должны знать и уметь больше своих учителей, иначе прогресс сменится застоем или регрессом.

    Ответить
  33. Unknown

    Нет. Очевидно что скобки делают запись длиннее. Если мы по порядку считаем сколько кирпичей в одном ряду и записываем число, чтобы не забыть, а потом считаем сколько в другом ряду и опять записываем число. Тогда скобки явно будут лишними. Не путайте сокращение со скобками.

    Ответить
  34. Николай Хижняк

    Для начала, нужно нам учиться различать сложение и умножение. Сколько можно жить в каменном веке по учебникам шаманов с ромбами (бубнами)?

    Ответить
  35. Unknown

    К стати, я заинтересовался этим вопросом, по поводу умножения, потому что занимаюсь разработкой собственного языка программирования, но потом сам догадался. Я так же встретился с ещё одним правилом в математике, для которого необходимо создавать дополнительное условие, это знак минуса который обозначает операцию вычитания, и одновременно используется для обозначения отрицательного числа. Явно должны были быть два разных знака, а не два минуса. Например вертикальная чёрточка для обозначения отрицательного числа.
    Я вам хочу задать вопрос, как математику. Какой ответ будет в этом примере 7/0*0=? 🙂

    Ответить
  36. Николай Хижняк

    Какой ответ на вопрос интересует? Согласно общепринятым догмам ответа нет 🙂

    Если же брать решение математическое и соблюдать порядок выполнения действий, то тогда имеем:

    7/0=b — это перпендикулярная единица измерения.

    b*0=0

    Окончательный результат 7/0*0=0 🙂

    О знаке минус. Если брать только вычитание и отрицательные числа, тогда здесь может быть два изящных симметричных решения:

    1. Мы отрекается от вычитания и вместо него используем сложение и отрицательное число.

    2. Мы отрекаемся от отрицательных чисел и используем вычитание.

    Поскольку в современной математике юзеры свято верят и в то, и в другое, и юзают оба варианта одновременно, у Вас появилась столь богохульная идея 🙂 Лично мне больше нравятся числа с бантиком, а не с вертикальной черточкой 🙂

    Ответить
  37. Николай Хижняк

    Хотя, нет, я не прав. Школьно-институтские стереотипы даже меня иногда превращают в тупое животное. Бессмысленная (абстрактная) математика не может дать осмысленный результат. Я могу насочинять целую кучу условий, которые, по логике (нашей логике :), будут приводить к разным результатам.

    Заменяем бессмысленное 7/0*0 на 7а:0*0

    Дальше детский сад: "А и Бэ сидели на трубе". Я не шулер и вариант подмены союза "и" на букву "И" рассматривать не буду.

    И так, у на нас есть 7 букв "а", которые сидят на трубе и на вопрос "Буква а, что ты здесь делаешь?" дружно отвечают "Сидю, курю". (Это называется "Остапа понесло" 🙂

    Дальше это стадо букв делим на ноль.

    7а:0=бх (сие есть волк, пардон "бэ икс", а не собака)

    Что произошло? Вдруг, откуда не возьмись, на трубе появляется стадо букв бэ в неизвестном количестве (математики в подобных случаях говорят "плюс константа"). Вот в этом месте мы должны завершить репортаж о событиях на трубе и перейти к тщательному изучению стада бэ в передаче "В мире животных". При умножении на ноль оно исчезает и передачу "В мире животных" нужно заканчивать.

    Наша же логика упрямо подсказывает совсем другое. А сидело на трубе. Потом на трубе появилось и пропало бэ. А как сидело, так и продолжает сидеть, никуда не падая. "Ось така фігня, малятки".

    Здесь всплывает другая проблема: мы не умеем адекватно описывать реальность на языке математики. Мы научились решать очень сложные задачи, но пользоваться математикой нас никто не учит.

    Ответить
  38. Анонимный

    всё это тупорылый бред и по настоящим правилам первым действием выполняется то которое идёт в начале уравнения 2+3*6= 40 !!! а не 20 ! а вы продолжайте дальше быть скотом и забивать голову помоями !

    Ответить
  39. Николай Хижняк

    Это где же так учат? Про скобки вам ничего не рассказывали?
    (2+3)*6=40
    2+3*6=20

    Ответить
  40. Анонимный

    Извините, а почему 40? Если уж считать (2+3)*6=30…ну а ни как ни 40… 5*8=40, а 5*6=30…
    Полагаю, Вас попросил сбил с толку Аноним

    Ответить
  41. Николай Хижняк

    Да, калькулятор брать было лень, а с таблицей умножения уже давно распрощался))) Конечно же 30!

    Ответить
  42. Анонимный

    Сразу видно что математику вы знаете лучше чем историю. С каких пор у нас инквизиторы то математиков трогали? Наука продвигалась монахами, а инквизиторы если сжигали то только колдунов (по нашему эстрасенсов и ворожей) которые смущали народ и провоцировали беспорядки и анархию. Только Тарквемада уничтожал по личной неприязни, пользуясь заступничеством не верующего монарха которому в свое время оказал услугу.

    Ответить
  43. Николай Хижняк

    Да, во времена Гепатии инквизиции ещё не существовало, но результат тот же — свора озверевших христиан убила женщину-математика. Да, они её не сожгли, "беснующаяся толпа сорвала с неё одежду и заживо сдирала тело до костей черепками от керамической посуды" (цитата из Википедии). Лично для Вас имеет принципиальное значение, чем Вас убьют — деревянной дубинкой или ядерной? Я полагаю, Вы не хотите ни того, ни другого, ни третьего.

    Были ли экстрасенсами и ворожками Бруно и Галилей? Сомневаюсь. Даже Коперник опубликовал свой труд перед смертью, тем самым избежав суда инквизиции.

    Свободомыслие способно смутить народ, одурманенный религией или пропагандой. Правители (и политические, и религиозные) будут трактовать это как провокацию беспорядков и анархии. Независимо от времени и места действия.

    Ответить
  44. Аркадий К

    Если блондинка поняла эти светлые мысли, то кто же я? Мне, известно — арифметические операции требуют пару операндов, а как их выбирать, существуют правила которые нужно знать и соблюдать. К стати в программировании они зависят от языка. Кому трудно запомнить, запишите на бумажку и не пройдет 7 лет, как Вы больше не станете задавать вопрос — Почему так. Да, и запишите еще — единицы измерения не имеют ни малейшего отношения к этому.

    Ответить
  45. Николай Хижняк

    Если единицы измерения не имеют к этому отношения, тогда что получается в результате сложения метров и градусов Цельсия? Без математического обоснования арифметики вся наша математика не больше, чем виртуальные игры по нами же придуманным правилам. Где-то эти игры отражают реальность, где-то превращаются в полный бред. Парадокс Банаха-Тарского — математическое доказательство ложности применяемых теорий возведено в ранг божественного откровения и тупо проповедуется бесправным слушателям.

    Ответить
  46. Анонимный

    Возможно такое правило, для того,чтобы мы могли получить любое число в ответе. А если все делать по порядку,то некоторые числа мы не сможем получить, не увеличив количество действий. Пример: 5+2×4=13.А теперь попробуйте получить 13 ,если делать все по порядку,не добавляя ещё одного действия. И таких чисел множество; 17.19.23 и т.д.

    Ответить
  47. Николай Хижняк

    Не согласен. Это сейчас мы умные и все на числах помешанные. Раньше хоть и дураки были, но гораздо умнее нас.

    Вот представь. Ты житель Древнего Египта. Есть у тебя два надела земли общей площадью … Это твоя собственность. После последнего разлива Великого Нила русло слегка изменилось и отрезало у тебя часть двух твоих участков. По закону (надеюсь, тогда были дурацкие простые и справедливые законы, не чета нашим умным законам), тебе должны нарезать третий участок для восстановления общей площади.

    У тебя есть общая площадь, есть размеры двух обрезанных участков и одного нового участка, которые измерил Землемер. Как ты будешь считать? По порядку чисел и действий или сперва умножением определишь площадь каждого участка, после чего сложением определишь общую площадь? Заметь, не существует других методов определения площади, кроме умножения.

    И не забывай, ты живешь в Древнем Египте и правовые отношения, хоть и примитивные, там уже есть. Если ты думаешь, что Землемер неправильно тебе выделил участки и дал меньше общей площади, ты можешь пожаловаться Правителю. Если ты прав, Землемеру отрубят голову. Если ты не прав и зря оклеветал Землемера, голову отрубят тебе.

    Как ты думаешь, когда лучше знали МАТЕМАТИКУ, тогда или сейчас? Я думаю, тогда люди гораздо больше понимали в математике, чем мы сейчас.

    Ответить
  48. Анонимный

    Мне кажется, что вы тут всё в кучу свалили, и арифметику и алгебру и вышку. Так нельзя. А то вы тут уже на ноль делите. Всему своё время. Если мы решаем пример из арифметики, то и пользуемся правилами арифметики. Сначала умножение/деление, потом сложение/вычитание. И очерёдность слева направо.

    Ответить
  49. Николай Хижняк

    Замечание правильное, согласен. Вот когда мы станем взрослыми, тогда и можно будет всё в кучу сваливать и рассуждать. Я уже взрослый и мне слишком тяжело удержаться в рамках одного раздела математики — я тупо не знаю, чем один раздел математики отличается от другого раздела и чем один лучше другого.

    Ответить